пятница, 19 июля 2013 г.

40-й Грушинский: по-хорошему традиционный

Вернулась с 40-го Грушинского фестиваля как с другой планеты... Хотя Фестиваль стал частью моей жизни уже с 1977 года (10-го фестиваля). Мемуарчики готовятся ;))

В целом 40-й Фестиваль (проводимый именно Грушинским клубом на Фёдоровских лугах) прошёл традиционно, спокойно и довольно песенно. Приютил меня, как обычно, лагерь самарского детского клуба "Жигули". Он оснащён всем, чем надо, благодаря Евгению Самохвалову (на снимке мы у популярной "фотозвезды" - калитки лагеря ;)


Радости: на лугах собираются ценители скорее классической авторской песни - они прекрасно слушают, подпевают, и уж точно не впадают в невменяемое пьяное состояние. Наконец на Поляне появились и более-менее насыщенные информацией плакаты о Валерии Грушине. 

Немного о том, что не по душе. Некоторые оргвопросы по Фестивалю на Фёдоровских лугах иногда вводят в ступор: на сайте вывешены итоги, объявлены лауреаты, но указаны не все авторы песен. Неужели никто не научился за 40 лет составлять протокол конкурса? Известно, что люди, специально проехавшие пол-страны для участия в конкурсе часто выбывают на первом туре просто не получив НИКАКОЙ критики, которая помогла бы им вырасти. Вот подтверждающий пример записи в блоге  одного из конкурсантов. Не говоря о важности и отсутствии мастерских от мэтров, которые теснятся на сцене. В то же время лауреатом стал какой-то товарищ, певший о... носках!.. М-да, жюри сильно прокололось. Это грустно. О.Митяев произносил шутки прошлого года... Мищуки "прилетели" на Главную эстраду с  Мастрюков и, похоже, были обижены, что им дали мало времени на выступление (а товарищи-барды ведь ради них "ужались").


Огорчает и что школьники - воспитанники моей подруги Ирины Высоцкой (!) ребята из клуба "Жигули" никак не могут завоевать признание на Детской эстраде, ведущейся ульяновцами. Ребята много репетируют, оттачивают мастерство, проходя, как взрослые, через 3!! тура соревнования и при этом не получая "науки" от взрослых и, главное, не успевая сходить на знаковые концерты.

В этом году таковыми были выступления юбиляра
А. Городницкого
и воссоединившегося ради юбилейного фестиваля дуэта "Иваси". Никакого особого юбилея Городницкого не было или я его упустила. Александр Моисеевич пел несколько раз и в свои 80 лет поражает своей энергетикой! Слушатели с гордостью за него и благодарностью пели, стоя, "Атлантов", "Перекаты", раскупали диски. Кстати, именно Мэтр возобновил в прошлом году традицию петь вместе с Горой в конце концерта окуджавскую "Возьмёмся за руки, друзья!", за что я в том году поблагодарила его. Он удивился, узнав, что давно (а несколько лет он не был) этот гимн был заменён более свойским - "Как здорово!", что говорит об изменении пафоса Фестиваля. Видимо, он забыл - это действительно произошло в нулевых годах, если не раньше...




На спектакль Таганки не попала, отзывы слышала противоположные, но событие важное. Спектакль по стихам Е. Евтушенко и песням от настоящего театра на специально выстроенной сцене - это событие. Впечатлил и своим чтением стихов Вениамин Смехов, вот он на пресс-конференции. Это важно тем более, что теперь есть и прослушивание не только песен, но и стихов. (А спектакли пока идут на отдельной эстраде только детские и необязательно связанные с АП. ;) Кстати, пользуются популярностью! Евтушенко, объявлял Кейльман, слушал издалека через Интернет концерт на Гитаре. А девочка Тася Саркисова (из поющей московской семьи) проникновенно пела его стихи "...погибшие в небе за Родину...".

Радости Фестиваля - это встречи. С тем, кого не видела год, с собственными взрослыми сыновьями, которые-таки приехали именно сюда, со старинными друзьями из Самары и самарскими американцами, прилетевшими в том числе и на Фестиваль!

Главное для меня - за многие последние годы я вознаграждена двумя серьзными ОТКРЫТИЯМИ. 


Наконец расслышала такого замечательного исполнителя, как Роман Ланкин. Его "прочтение" некоторых песен классиков, например, "Весёлого барабанщика" Б.Окуджавы, свежи и потрясающе  аранжированы и исполнены! И это - на одной шестиструнке!

Вот телепередача "На Грушинской волне", начинающаяся этим шедевром (ведёт передачу президент Грушинского клуба Борис Кейльман):
 Я была свидетелем, как в небольшом кругу люди, пусть не впервые, но слушали, затаив дыхание. Это - тот случай, когда талантливое не может оставить никого равнодушным. Роман расширяет наше музыкальное мировоззрение, не первый год прививая и вкус к босса-нове (вместе с Алексеем Иващенко).



Кстати об "Ивасях" ;) Порадовали тем, что ради Фестиваля не просто спели старое, любимое, но пару арий из мюзикла "Норд-Ост". Маленькое открытие: младший (пятый ребёнок!) сын Георгия Васильева - Яков - готовый музыкант. Маленькое - потому что ему ещё лет 11, но он прекрасно играет на укулеле (гавайской гитаре) и тарелочках и поёт! "Я в метрополитен ночной..." - это блеск! Кто-то рядом спросил: "А он - лауреат детского конкурса?" Уверяю вас, там ему делать нечего. Судя по видеозаписям, он уже и джазмен - а снимает мама (ищите на  Ютьюбе).   "Трио Ивасей" выступало с фиксипелками и на Детской эстраде - надеюсь, многие ребята услышали уровень, к которому бы стремиться. А вот "Акуна матата", которую, говорят, пели потом в электричках - это пример "бардовского шлягера". Он полезен для поднятия настроения, но с большой Гитары хотелось бы слышать что-то более содержательное...

 Большим открытием стало исполнение негромких вещей Лизой Штрамбранд из Израиля. Опять - талантливо и хочется слушать всё, что прекрасно доносит исполнитель.

Приятно было слушать и ансамбль "Март" из Израиля - как бережно они исполняют хорошую "классику", с альтом. Так что классика и посвящения ушедшим друзьям были. Хотя на юбилейном фестивале сделать в этом направлении можно было гораздо больше... Например, я до сих пор с удовольствием пою песню Арика Круппа, которого помнят только "70-тники" - "А всё-таки хочется жить!". Надо было вспомнить песнями всех, кто был причастен к рождению жанра и Фестиваля. К сожалению, организаторам не хватает идейной новизны...
А как хорош был американец Джоуш Ланца! Он, видимо, давно занимается русской культурой и отважно сочинил музыку на стихи самого А.Пушкина - получились интересные "Бесы" ;) 

Всё это вы можете послушать ниже - в видеофильме с главного концерта на Гитаре.

Приятно, что было много малых эстрад, на которых могли петь вообщем-то желающие. Внимала поющим у "Самарских бардов" и на "Мы вместе!". Мне нравится существующий 4-й год уголок "Пилигримы". Ведут её наши землячки Самаркины из посёлка Прибрежного, что недалеко от Фестиваля. Под их крыло ставит палатки поющий народ из разных городов и весей. Там тусуются участники интернет-конкурса, но не только. Порадовали приютившиеся там алматинцы. Хорошо, что прилетают издалека и не теряют связи с Россией. Внимала с удовольствием дипломантке из Алматы Ирине Лободе и не только ей. Кстати, хорошее исполнение слышно издалека. Пробегая мимо эстрады отметила, что отлично звучит этот женский голос, потом другой... Оказалось - Ирина и Лиза, о которой - выше. Лизу удалось попросить спеть и для "пилигримов".
Попутно: в честь 40-летия ;) я впервые отважилась спеть одну песню в микрофон.
Зрителей было 0 (ноль), но звук-то летел над полянкой!.. ;)

Самарский телеканал "Губерния" качественно снял главный концерт на Гитаре! Прекрасно видны и выступающие и Гора, сверкающая огоньками и подпевающая! Вот 1-я часть из 4-х:
 Выложили они 4 части этой записи здесь, сначала в сильно урезанном виде, но теперь (ура!) разместили полностью, даже с ответами выступавших на вопросы, которые юморно задавал Леонид Сергеев. Хорошо, что можно слышать и умелое ведение концерта Галиной Хомчик и Борисом Кейльманом.

Огромная благодарность моей московской подруге Раисе Альтшулер, которая составила "подстрочник" видеозаписи!! И вы можете перейти сразу к любой песне, заодно вспомнив её авторов и имея под рукой ссылку на сведения об исполнителе. 
Но лучше хотя бы разок посмотреть всю запись, особенно, если вы не были на Горе. Вы наверняка почувствуете дух главного события Фестиваля. Вот такой он - какой есть... Со своими традициями и перегибами. Мне который год больше всего в этом нравится Гора, которая сильно изменилась после разделения Фестивалей. Люди прекрасно слушают, помнят многих авторов, часто подпевают, а уж как Гора переливается благодарными огоньками! Это стОит увидеть!

Нельзя не сказать слова благодарности Грушинскому клубу - люди там совсем неидеальны, но десятки лет (!) они  преданно делают своё дело. Радует, что есть молодые силы, переживающие за Дело и делающие его. Вот - кого знаю: девушки умудряются спокойно и нежно (с иногда капризными бардами) вести концерты на главных эстрадах, это: Мария Кейльман, Анна Цапаева, Елена Смирнова. Конечно, горжусь тем, что такой Фестиваль (ставший всё-таки слишком огромным, со своими неуправляемыми особенностями...), проходит именно у нас, в Самарской области и радует людей. Конечно, очень расстроило разделение Фестиваля, в котором виноват и клуб... Но на Фёдоровку стали ездить именно ценители песни. А хочется единого Фестиваля потому, что на обеих Полянах есть друзья... :( Теплю надежду (как и заезжавший частным образом на обе поляны министр культуры РФ В.Мединский), что жизнь приведёт к решению этой проблемы...



А вернулась я как бы с другой планеты потому, что последний день удалось провести с давними друзьями, почётными гостями Фестиваля - Ольгой Качановой и Вадимом Козловым из далёкой Алматы. Нас сдружил Грушинский (в 90-ом!) и за это я ему благодарна навечно.

Не могу не вставить запись песни "Голос из Интернета", которую Ольгу попросили снова спеть на Гитаре. Посвящена ушедшим бардам, которых мы прекрасно помним (особенно трагичным и горьким был уход Бориса Вахнюка...). Песня лучше звучит в окаймлении струнных инструментов - была исполнена на концерте дуэта в Алма-ате.

Ольга и Вадим - прекрасный семейный дуэт поэтов, композиторов и исполнителей уже много лет отстаивающий ценности жанра авторской ПОЭТИЧЕСКОЙ песни. Об этом я писала на сайте, созданным мной о творчестве Ольги КАЧАНОВОЙ. (Там можно скачать много аудиотреков, пока кроме последнего альбома.) Мои друзья неизменно размышляют о том, что меняется на Фестивале, куда развивается жанр и развивается ли. Этот обмен мыслями, чувствами, энергией, в который были вовлечены такие интересные люди как Андрей Крамаренко, Роман Ланкин, - как полёт в высокие сферы. От суеты к высоте, с которой видны человеческое предназначение, роль слова и музыки, важность передачи и соединения ценностей старшего поколения с устремлениями молодых. 


Пусть добрые ангелы хранят
всех моих поющих друзей, 

которые умеют наладить мосты
между нами, землянами, 
и космосом внимающего нам неба...



Рис. О.Качановой, фото: мои и сына, видео песни Лизы - своё.

2 комментария:

  1. Замечательно! С удовольствием почитала и послушала. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. Живу в Самаре и не разу не была на Груше. Наверное должно быть стыдно. Нужно хотя бы раз попробовать, чтобы сказать "моё / не моё" . Пугает такое скопление народа - люблю отдыхать на природе, но своей небольшой компанией. Другое дело увидеть вживую легендарных (или просто хороших) исполнителей...

    ОтветитьУдалить