четверг, 31 июля 2014 г.

В шотландских горах

"My heart's in the Highlands..."
R. Burns

В школе №11 "с изучением ряда предметов на английском языке" у нас гимном стали эти строки Бёрнса - уж очень мелодичны! А вот музыкальная подложка, предложенная одноклассником, соответствовала времени - напев из рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда" ;)

Напевать хотелось при отлёте из Шотландии, куда мне посчастливилось попасть благодаря командировке на международный семинар программы Intel "Обучение для будущего" ("Teach To the Future"). Всемирно известная не только своими микропроцессорами, но и образовательными программами, компания оплатила все расходы по не очень простому получению британской визы, перелётам и проживанию. За это приятное и полезное путешествие прилюдно благодарю Intel, с которым сотрудничаю уже 10 лет, применяя наработки компании для обучения российских педагогов ИТ.

Итак, из Эдинбурга, нашу слетевшуюся группу педагогов и тренеров из разных стран за 2 часа перевезли в микроавтобусе в небольшой городок Aviemore. Мы с коллегой Викторией сразу двинулись исследовать окрестности комфортабельного отеля "Macdonald Aviemore resort". Времени побывать в
клубе приключений и других интересных местах отеля не было. В отеле запомнились традиционные 2 крана без смесителя в номере и полы коридора, застеленные "шотландкой".



Насколько велик городок я так и не поняла, увидев только одну главную улицу с магазинчиками и ресторанчиками для туристов. Но железнодорожный вокзальчик и станция - точно из фильмов про Эркюля Пуаро. Совершенно безлюдная и ласково освещённая по вечерам...



Радуга над городком осенила наш ужин знакомства. Фотографировали в первый день ещё и снующих на лужайках внушительных кроликов. Вот оказывается как неслучайно приключения Алисы в стране чудес  начались с кроличьей норы! Деревья внизу либо выращивают в металлических трубках, либо аккуратно обматывают проволочной сеткой - иначе в кроличьем царстве им не выжить. Разнообразные цветы, видимо, не так опасаются этих прожор.


Англоговорящие участники прибыли из: Англии, Швеции, Испании, Иордании, Болгарии, Израиля, Румынии, Польши, Чехии, Турции и России. Единый для всех английский позволил довольно живо общаться все 4 дня, хотя я на месте организаторов провела бы некие игры на знакомство - тогда бы мы узнали друг друга быстрее. Недлинные сессии проходили в отлично оборудованной аудитории с использованием наших личных ноутбуков или планшетов.


Ведущий курса "Advanced Outdoor Learning Programme" (продвинутый курс по обучению вне стен классной комнаты) - шотландец Ollie Bray был его стержнем, вокруг которого вертелась вся жизнь группы. Его отличные лекции (но без выкладывания презентаций в Сеть) - не об Айти и гаджетах, а об учении с увлечением. Интересные задания и места их выполнения, ужины в разных барах с круговоротом общения - все это задумки Ойлле. Он совмещает работу школьным учителем с ролью эксперта в Intel - и это очень ценно. Для выездных сессий Intel оснастил нас фирменными рюкзачками, фонариками и спецблокнотами.

Задания выполняли действительно вне стен аудитории и каждый день в разных чудесных местах:

  • в этнографическом парке-музее (Highland Folk Museum),
  • в горах на смотровых площадках (Cairngorm Mountains),
  • в парке дикой природы (Wild Life Park)
Повезло с погодой - хотя большую часть времени накидывали ветровки (в июле-то! Но таково шотландское лето...).

А вот новизны в методике составления познавательных активностей, честно говоря, для нас не было - уже 9 лет как мы знакомы с геокэшингом. Для части педагогов из других стран это было в новинку. Здесь мы оказались более опытны.


Очень понравилось бродить командой с GPS-навигатором и выполнять задания в этнографическом парке. (Фотоальбом Highland Folk Museum - здесь). В 25 постройках 18-19-х веков есть информационные стенды, так что составить интересные задания несложно. Правда, несмотря на навигатор (без карты  парка), наша команда: Виктория, Джонатан (тренер из Израиля) и я иногда напоминала троицу не в лодке, но в лабиринте ;)

Полезно приехать и просто ради урока в школе начала 20 века с перьевыми ручками, ремнём или линейкой для наказания нерадивых учеников. Нашей группе преподали урок, но обошлось без телесных наказаний ;)

А игра того времени - катить проволочные круги - наверняка из-за холмистой местности. Близ отеля дети закатывали шины на холм и устраивали соревнования по их спуску.



Запомнились вопросы о зарождении кёрлинга. С удовольствие посетили почту, швейную и часовые мастерские, посмотрели на столярный сарай со многими пилами и куклой-моделью столяра, заглянули в магазин с продающимися сладостями по старинным рецептам. Заметили очень большие картофелины на грядках. На полях парка пасутся, конечно, овцы. Были и в домике пастухов, стригших овец.

А в хижинах всюду - клетчатые шерстяные одежды и пледы. Когда прикасаешься к истории и быту - лучше постигаешь то, что было давно известно! Жаль, что волонтёров - реконструирующих в костюмах и своих делах то время встретилось мало.

Во второй половине дня нужно было командой создать фотоистории поездки на каком-либо интернет-сервисе. К счастью, это не занимало много времени. А в нашей российско-израильской команде мы работали дружно.

В баре вечером молодой бянист под минусовки играл шотландские плясовые. Толком никто не танцевал... Но когда он, зная о присутствующей интернациональной группе, растянул меха "Катюшей", я не смогла усидеть и отплясала как смогла, от души. Народ это завело и баянист стал учить пары из нашей группы танцевать народный шотландский танец ;)


Не менее познавателен был день поездки в горы.



Зимой они популярны у горнолыжников и даже у спортсменов-инвалидов. Прекрасные стенды на смотровых площадках, мини-музей при входе на площадку, пояснительные таблички возле растений, бесплатные буклеты, "говорящая подзорная труба" - всё это не позволяет не усвоить некую информацию об окружающей среде.

... И таблички с напоминанием закрывать калитки от кроликов! Видели самую высокую вершину Британии - Ben Nevis (1 344 м). Наговорили сведения на простейшее аудиозаписывающее устройство, наснимали видео и фото, нашли 1-2 тайника, поднялись на фуникулёре к самой высокой телефонной будке в Британии - скучать не пришлось! А панорама гор и озёр завораживающая...

Знаменитое озеро Лох Несс, к сожалению, отсюда не видно. Но открытки и сувениры повсеместно напоминают о Несси.

После этой поездки наша команда разработала задачи по математике для 6-7-х классов, которые школьники могли бы выполнить в ходе экскурсии и после неё. Конечно, задачи получились с использованием знаний по географии и биологии. Стенды со шкалами, большой термометр  будут отличными подспорьем при решении этих задач. Другие команды умудрились сочинить задания по языку, литературе и истории, интегрированных с другими предметами. Коллеги поработали очень интересно и все наши разработки в качестве "методических маршрутов" будут выложены на сервер Intel и предложены педагогам из разных стран в качестве примеров.

Эмоции и тёплая погода раскрасили и
следующий день в парке диких зверей. Каждому было дано индивидуальное задание, касающееся впечатлений и некоторых описаний определённых животных.

Как пятиклашки, мы с радостью носились между огромными вольерами. Подлавливая удачные кадры, наблюдая за кормлением зверей, получая радость от жизни! Уверена, что все дети, без исключения, радовались бы таки урокам вне класса! Впечатлили на вольерах списки людей, как-то помогающих содержать именно этих животных - списки "приёмных родителей" (adopters). 

Понравились стенды об амурских тиграх, показывающих их отлов в России. (Указанный размер  зарплаты в Амурском крае, правда, вызывает вопросы...)

Очень жаль, что не побывали мы в замках, которые видели по дороге! Про здания: странно, но показалось, что практически все дома выглядят очень похоже - из серого крупного камня, солидные и аккуратные.

Личное задание на эти дни я получила романтичное: "Лечь под звёздами, уставившись в небо. Что ты видишь и чувствуешь?" Конечно, подразумевалось, что гаджеты могут помочь и в таких наблюдениях. Отчиталась слайдами на эту тему, созданными в условиях цейтнота как мини-альбомчик в знакомом сервисе Calameo:

Для прощального ужина в итальянском ресторанчике были сдвинуты столы - и это верно. Я  подружилась и надеюсь провести совместный проект с болгарскими учителями. С ними можно говорить и по-русски - всё-таки родной язык очень сближает. Пару-тройку тостов за ведущих и всех участников прозвучало. Но мне всегда не хватает в таких зарубежных компаниях единых разговоров, объединяющих тостов. Сумела срифмовать впечатления от курса и повеселила компанию. Жаль, не пришлось вместе спеть застольную "Should old acquaintance be forgot..."! Я её хорошо помню по школьным урокам. Маловато было межкультурного общения, хотя группа была очень разнообразная. Говорили о школе, обучении информатике, интересах учителей, народных традициях, чемпионате мира по футболу. Политику не обсуждали и это позволило мирно отработать на семинаре.


На следующий день участники уже разлетались. Мне посчастливилось попасть на 3 часа в Эдинбург и прогуляться по городу со знакомой живущей там россиянкой. В центре города - памятник-собор сэру Вальтеру Скотту. Хочется не только подняться на его смотровую площадку (что реально, но небесплатно), но и рассматривать детали, дышать атмосферой этого места! А рядом - скамейки, на каждой из которых табличка - посвящение гражданам города, верой и правдой служившим городу и, конечно, очень любившим бывать здесь. Как это просто и патриотично!

Столица Шотландии была солнечной и безусловно красивой! Особенно с холма... Некоторые здания и памятники средневековой архитектуры  оставляют неизгладимое впечатление. (Фотоальбом прогулки по Эдинбургу - здесь). И звук волынки им очень идёт... (В московском музее музыкальной культуры я узнала, что именно шотландская волынка - самая сложная из подобных народных инструментов.)


Замечательно, что национальные музеи бесплатны. Мы успели зайти в музей трёх писателей в особняке 17 века (музей  В.Скотта, Р.Стивенсона, Р.Бёрнса) и таким образом поклониться таланту великих шотландцев. В экспозиции запомнились бережно сохранённые локоны писателей. В сувенирах же больше обыгрывалось творение Л.Кэролла - Алиса. В этом музее, без сомнения, можно было сочинить массу заданий не только по литературе и истории, но и по художественному творчеству.


Многое осталось в Шотландии ещё мною не познанным. Может быть символическим впечатлением останутся шотландцы (не артисты), гордо носящие килт, и свежий чистый воздух высокогорья!

О Шотландии мы узнавали в "английской" школе, особенно на уроках английской литературы великолепного знатока её - Якадиной Тамары Алексеевны, но увидеть страну казалось несбыточной мечтой... Во взрослости что-то да сбывается! Малая, но счастливая частичка моего сердца осталась в шотландских горах...




4 комментария:

  1. Кроме геокэшинга и разных экскурсий никаких других способов "учения с увлечением" не было?

    ОтветитьУдалить
  2. Геокэшинг как с поиском ответов на вопросы, так и с поиском тайников + сохранение трека, фоторепортажа и аудиофайла микроразмера + задания на описания чувств при наблюдении за животными. Потом - отчёты на интернет-сервисы и сочинение заданий для школьников.

    ОтветитьУдалить
  3. Очень здорово! Думаю, новых идей и замыслов на целый год!

    ОтветитьУдалить